Скачать в формате zip
Предисловие
Автора на протяжении многих лет волновали вопросы того, как можно предотвратить или ликвидировать диктатуру. Такой интерес частично объясняется убеждением, что человеческая личность не должна подавляться и уничтожаться такими режимами. Убеждение же укреплялось публикациями о важности соблюдения прав человека, о природе диктатуры (от Аристотеля до аналитиков тоталитаризма) и истории диктатур (в особенности, нацистского и сталинского режимов).
На протяжении ряда лет автор знакомился с людьми, которые жили и страдали при правлении нацистов, некоторые из них прошли через концентрационные лагеря. В Норвегии мы познакомились с теми, кто боролся с фашистами и выжил, а также узнали о тех, кто погиб. Мы разговаривали с евреями, избежавшими лап фашистов, а также людьми, помогавшими спасти их.
Знание террора коммунистического правления в различных странах в основном получено из литературы и в меньшей степени от личных контактов. Ужас данных режимов показался автору тем более страшным, что диктатура устанавливалась во имя освобождения от гнета и эксплуатации.
За последние десятилетия реальность современных диктатур в таких странах, как Панама, Польша, Чили, Тибет и Бирма, стала более зримой благодаря встречам с людьми, приехавшими из этих стран. От жителей Тибета, боровшихся с китайской коммунистической агрессией, россиян, победивших переворот приверженцев старого режима в августе 1991 г, и тайцев, которые мирным путем предотвратили возврат к военному правлению, мы часто получали описание коварной природы диктатуры.
Чувства пафоса и гнева против жестокостей, а также восхищения хладнокровным героизмом бесконечно храбрых мужчин и женщин, укреплялись посещением мест, где опасность все еще оставалась большой, но сопротивление храбрецов продолжалось. Это поездки в Панаму во время правления Норьеги, в Вильнюс, Литва, в период продолжавшихся советских репрессий, на площадь Тяньаньмынь в Пекине во время праздничной демонстрации свободы и в момент, когда в ту страшную ночь впервые были введены бронированные машины пехоты, а также в штаб демократической оппозиции "демократической Бирмы" в джунглях у Мейнерплау.
Иногда автор посещал места, где погибли люди, например, телевышка и кладбище в Вильнюсе, публичный парк в Риге, где расстреливали людей, центр Феррара в северной Италии, где фашисты построили и расстреляли членов сопротивления, а также простую могилу в Мейнерплау, заполненную телами людей, которые так рано погибли. Грустно думать о том, что любая диктатура оставляет за собой столько смертей и разрушений.
Чувство озабоченности и приобретенный опыт породили твердую надежду, что есть возможности предотвратить наступление тирании, что можно вести успешную борьбу против диктатуры без массового обоюдного истребления, что диктатуру можно победить и предотвратить возникновение из пепла новой диктатуры.
Мы попытались тщательно продумать наиболее эффективные способы успешного разрушения диктатуры с минимальными страданиями и жертвами. При этом мы пользовались результатами многолетнего изучения диктатур, движений сопротивления, революций, политической мысли, систем правительства, и в особенности реалистичной ненасильственной борьбы.
В результате появилась данная публикация. Мы убеждены, что она далека от совершенства. Но, возможно, она окажет помощь в организации и планировании освободительного движения, которое окажется более мощным и эффективным, чем было бы без нее.
По необходимости и намеренно главное внимание уделяется общим проблемам разрушения диктатуры и недопущения новой. Автор не берется представить анализ и советы к действию для какой-то определенной страны. Однако надеемся, что данный общий анализ может оказаться полезным для людей из, к сожалению, слишком многих стран, которые оказались лицом к лицу с реальностями диктаторского режима. Им необходимо оценить применимость этого анализа к своей ситуации и ту степень, в которой ее основные рекомендации являются или могут быть пригодными в их освободительной борьбе.
Необходимо высказать благодарность за создание настоящей работы. Брюс Дженкинс, специальный помощник автора, сделал неоценимый вклад определением проблем содержания и презентации работы и настоятельными рекомендациями более энергичного и четкого представления трудных аспектов (в особенности в отношении стратегии), помощью в структурной реорганизации и внесении редакторских правок. Мы также благодарны за редакторские правки Стивену Коуди. Д-р Кристофер Круглер и Роберт Хелви представили важные критические замечания и советы. Д-р Хейзел Макферсон и д-р Патриция Паркмен предоставили информацию по борьбе, соответственно, в Африке и Латинской Америке. Хотя настоящая работа во многом выиграла от такой щедрой помощи, ответственность за проведение анализа и выводы автор берет на себя.
Нигде в ходе анализа не утверждается, что борьба с диктатурой является легким и не требующим жертв делом. Любые формы борьбы предполагают осложнения и потери. Естественно, что противостояние диктаторам потребует жертв. Однако автор надеется, что данный анализ станет стимулом для лидеров сопротивления при выработке стратегии, способной повысить его мощь и в то же время сократить сравнительный уровень потерь.
Настоящий анализ также не следует понимать так, что при свержении конкретной диктатуры исчезнут все остальные проблемы. Падение режима не приводит к утопии. Наоборот, оно открывает возможности для упорной работы и долговременных усилий при создании более справедливых социальных, экономических и политических отношений и устранении всех других форм несправедливости и подавления. Автор надеется, что краткое ознакомление путей развала диктатуры может оказаться полезным повсюду, где народ подвергается давлению и обладает желанием освободиться.
Джин Шарп
6 октября 1993 г.
Институт им. Альберта Эйнштейна,
1430 Massachusetts Avenue,
Cambridge, Massachusetts 02138, USA
Восстание как искусство
Шарп Джин. От диктатуры к демократии. - М.: Новое издательство, 2005. - 82 с. Тираж 1500 экз.
Об этой книге говорят, что она послужила учебником для героев "цветных" революций в Сербии, Грузии, на Украине. Она учит своих читателей, что свержение диктатуры - это искусство. Или некий вид "революционного" менеджмента. Те, кто учился в советских вузах, возможно, вспомнят статью Ленина "Марксизм и восстание", написанную накануне Октябрьской революции: в ней вождь мирового пролетариата доказывал, что "восстание это искусство". В застойные брежневские годы невозможно было представить, что в начале ХХI века из США, оплота контрреволюции в течение всего ХХ века, начнет свой путь бойкая брошюра, которая повторяет основные ленинские уроки. Слава богу, что Шарп предлагает технологии мирной революции. Хотя, как известно, от мирной революции до немирной один шаг - это показал хотя бы недавний пример Киргизии. К слову, в разработке технологии мирной революции автор тоже не изобретатель. Желающие могли почитать Ганди и Неру, которые добились освобождения Индии от колониальной зависимости именно мирными методами гражданского неповиновения. И весьма неплохо об этом написали.
Конечно, автор подчеркивает, что его книга - пособие для борьбы с авторитарными режимами, которые лишают свои народы свободы. Это, возможно, благое начинание, однако известно, куда вымощена дорога благими намерениями. И дело не только в том, что события "мирной" революции могут пойти по киргизскому варианту. Главное, что подобные приемы вообще представляют собой обоюдоострое оружие, которое, как показывает мировой опыт, очень часто используется не только против автократий, но и против молодых, неустойчивых демократий.
Хочется напомнить один исторический пример. В ХIХ веке Британия, колыбель демократии, представляла собой типичную олигархию. Сторонники всеобщего избирательного права (чартисты), чтобы его добиться, в течение нескольких десятилетий носили петиции в парламент и достигли цели. Потому что на их сторону в конце концов перешло большинство представителей правящего класса. Если бы чартисты следовали советам Шарпа, они наверняка только бы отдалили свою победу. А победила ли демократия в результате "цветных" революций - еще вопрос.
Александр Механик