ПолитНаука - политология в России и мире ПолитНаука - политология в России и мире
ПолитСообщество
ПолитЮмор
ПолитСсылки
ПолитПочта
Персоналии
Подписка


М.X. Фарукшин
доктор философских наук, профессор

Политическая система общества

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное давление на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политико-управленческих структур через политический процесс, через принятие и осуществление политических решений.

Следовательно, значимость политической системы, целесообразность ее изучения определяются тем, что здесь проходит нерв социально-экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого только и может осуществляться полновластие, суверенитет народа. Часто в реальной политической практике функция народного представительства присваивалась и присваивается отдельными политическими группами и лидерами, партиями и движениями. Власть отчуждается от тех, кому она по праву должна принадлежать. Понятно, что познание институтов, отношений и норм, благодаря которым обеспечивается демократическое управление, имеет непреходящее теоретическое и политическое значение.

Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

Благодаря тем же механизмам общество в целом или правящая элита оказывают сопротивление деструктивным социальным силам, отражают посягательства на принципы и устои общественного строя. Таким образом, политически грамотный и социально деятельный человек должен знать, что представляет собой и как функционирует политическая система общества, каковы ее внешние атрибуты и скрытые механизмы, каковы те реальные факторы, которые оказывают влияние на ее динамику.

С учетом многогранности темы в статье рассматривается лишь ряд принципиальных положений, характеризующих политическую систему общества, в первую очередь ее структуру, сущность и основные функции.

Политическая система общества представляет собой определенную структуру, элементы которой взаимосвязаны и образуют устойчивое единство. Категория “политическая система” отражает политическую деятельность, является научной и подчеркивает системный характер политической жизни общества.

Центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть, подобно тому как в экономической системе таким элементом является собственность. Политическая власть в основе своей государственная. Она составляет, по определению основоположников марксизма, суть политики, политической борьбы.

Вопрос о том, что такое политическая власть, до сих пор остается дискуссионным. По словам одного зарубежного социолога, “власть, как и любовь,— это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое”. Представляется, что в общесоциологическом плане власть — это доминирование в общественных отношениях воли определенного субъекта (отдельного человека, социальной общности, политического института).

Политическая власть отличается рядом особенностей. Она затрагивает интересы огромных масс людей, выражается в руководстве обществом со стороны социальных групп, занимающих господствующие позиции в экономической жизни. Это руководство проявляет себя в конечном счете как общеобязательное и осуществляется как при непосредственном участии доминирующих в обществе социальных сил, так и через государство, общественно-политические организации и движения, политические группы и их лидеров. Признаком политической власти является наличие особой группы, специфического слоя людей, профессионально занятых управлением.

Выделение политической власти как основополагающего элемента политической системы помогает установить компоненты этой системы, т. е. определить ее структуру, границы. В советской и зарубежной литературе нередко указывается на четыре главные группы элементов. Это политические институты (организации, учреждения); политические отношения; политические принципы и нормы; политическое сознание и политическая культура. Рассмотрим указанные группы элементов подробнее.

В политическую систему входят: прежде всего институты (организации, учреждения), связанные с функционированием политической власти. Учитывая степень их вовлеченности в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить три вида организаций: собственно политические, не собственно политические и неполитические.

Собственно политические организации прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме либо по крайней мере к этому стремятся. Осуществление власти или борьба за власть — это главное в их деятельности. Собственно политическими организациями являются государство и политические партии.

Не собственно политическими являются организации, деятельность которых хотя и связана с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования. Примером являются профессиональные союзы. В советском обществе к не собственно политическим организациям кроме профсоюзов относятся также комсомол, кооперация и др.

Отдельную группу составляют организации неполитические. В силу специфики своих функций они по существу не участвуют в осуществлении политической власти. Примерами таких организаций в наших условиях являются добровольные спортивные общества, Общество спасения на воде и т. п. Однако в последнее время, например, выборы народных депутатов СССР от общественных организаций способствовали политизации и такого рода общественных объединений.

На мой взгляд, в состав политической системы общества входят собственно политические, а также не собственно политические организации. Последние относятся к политической системе теми аспектами своей деятельности, которые прямо связаны с участием в осуществлении политической власти.

В связи с характеристикой институциональной основы политической системы заслуживают особого внимания собственно политические организации. Среди них ведущее место принадлежит государству. Оно выступает представителем всего гражданского общества, обладает суверенитетом, т. е. верховенством в пределах государственных границ и независимостью вовне. Существование государственной власти, по К. Марксу, находит свое выражение “в ...чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название”.

Государство рассматривается в марксизме как противоречивое единство двух сторон. Оно является классово ориентированной организацией политического господства. Связующей силой цивилизованного общества,— писал Ф. Энгельс,— служит государство, которое во все типичные периоды является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса” В то же время государство характеризуется как всеобъемлющая, универсальная политическая организация классового общества, как политическая оболочка последнего, как устройство общества.

Соответственно дифференцируются задачи и функции государства. С одной стороны, как обосновывается в марксизме, государство является выразителем интересов и воли экономически господствующего класса, содействует сохранению его доминирующего положения в обществе, охраняет условия эксплуатации и удерживает в узде классовых противников, с другой — государство как официальный представитель гражданского общества осуществляет “выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества”. Эти общие дела определяются самим фактом существования общества как целостного социального организма, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем. Анализируя эту сторону общественной жизни, Ф. Энгельс отмечал, что “общество порождает известные общие функции, без которых оно не может обойтись”.

Следовательно, государство выполняет две группы функций, их соотношение в деятельности государства не остается раз и навсегда данным. Они зависят от природы общества и государства, от конкретно-исторических условий. Общецивилизационной тенденцией является, по-видимому, постепенное превращение государства в орган выражения потребностей и интересов всего общества в целом.

Значительную роль в жизни современного общества играют политические партии. Это атрибут любой развитой политической системы (к середине 70-х годов в более чем 100 странах действовали свыше 500 партий.) Они являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление интегрировать различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания.

Вне сомнения, одним из главных назначений политической партии является достижение власти (прежде всего государственной), овладение аппаратом с тем, чтобы реализовать представляемые партией социальные интересы. “...Всякая политическая партия,— писал Ф. Энгельс,— стремится достичь господства в государстве...”. Политическая партия, особенно если она становится правящей, участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются основными поставщиками кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.

Партии, действующие в современном мире, весьма разнообразны, нередко противоположны по своей социальной сущности и функциям, идеалам и программным установкам, внутреннему строению и месту в политической системе и т. д. Например, на основе различных типологических критериев выделяются партии консервативные, либеральные, реформистские и революционные; буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские; массовые и кадровые; представительные и мобилизующие; демократические и тоталитарные; открытые и закрытые, авангардные и парламентские и т. д. Не все типологии имеют одинаковое познавательное значение, но они отражают разные стороны политической действительности и помогают определить характер, место и роль в политической жизни общества конкретных партий. Особенно злободневным в настоящее время является вопрос о соотношении однопартийности и многопартийности. Сопоставляя и оценивая их, современная западная политическая наука отдает явное предпочтение многопартийным системам, защищая их как более демократические. Соответственно переход от политической системы с одной партией к многопартийности рассматривается как шаг в поступательном развитии демократии. Рассуждения об одно партийности и многопартийности, тем более о предпочтительности многопартийности вообще, вряд ли имеют серьезную познавательную ценность. Ведь вопрос, должны ли в данном обществе функционировать одна или несколько партий, решается не на основе абстрактных принципов. Социально дифференцированному обществу, очевидно, наиболее адекватна многопартийность. И вместе с тем следует подчеркнуть, что на формирование однопартийной или многопартийной системы оказывает воздействие целый ряд факторов конкретно-исторического свойства — расстановка и соотношение социальных сил, удовлетворенность или неудовлетворенность общественности деятельностью уже имеющейся партии (партий), степень готовности различных общественных групп создать свои политические партии, достигнутый обществом уровень политической свободы, доминирующая в обществе политическая культура, наличие или отсутствие демократических традиций и т. п.

В конкретных условиях советского общества под влиянием целого ряда объективных и субъективных обстоятельств сложилась однопартийная система. И долгое время в официальной советской идеологии считалось, что нашему строю полностью соответствует именно одно партийность. Если же в некоторых странах, воспринявших советскую модель общества, имелись две или несколько партий, то руководящая роль неизменно принадлежала коммунистической партии. Все же остальные партии на правах “младшего брата” выступали в роли союзнических.

Нынешний опыт расширил наши представления и показал, что обществу, официально признающему социалистический выбор, также не заказана многопартийность. Тенденция к ней в СССР проявляется все сильнее и отражает социальную неоднородность общества, реальное несовпадение политических позиций и мировоззрений различных общественных групп. Сама реализация этой тенденции стала возможной в результате демократизации нашего общества, перехода от командно-административной системы и плюралистической политической системе.

Однако процесс Формирования многопартийности, особенно в обществе, не имеющем опыта демократического развития, демократических традиций, не может быть простым, безболезненным. В этой связи следует обратить внимание не два обстоятельства.

Во-первых, невозможно внедрить в общество многопартийность мгновенно, за один день. Неизбежен переходный период от одно партийности к многопартийности, в течение которого предстоит создать правовые предпосылки, в первую очередь в виде закона о политических партиях, убедиться в принятии идеи многопартийности массовым общественным сознанием, завершить формирование в обществе демократической атмосферы и выработать у граждан привычку соблюдать элементарные демократические нормы и процедуры.

Во-вторых, нормальное функционирование многопартийной системы возможно лишь при условии укоренения базовых ценностей общества, решительной поддержки их общественным мнением и признания этих ценностей со стороны основных политических сил общества. Трудно представить себе чередование у руля государства партий, выступающих с противоположных мировоззренческих и политических позиций: сегодня правит партия, признающая исключительно господство частной собственности на средства производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, а завтра ей на смену придет партия, признающая лишь господство государственной собственности и тоже со всеми вытекающими отсюда последствиям.

Посмотрим на опыт других стран. Есть ли в современном западном индустриальном обществе соперничество основных политических партий, чередующихся у кормила власти? Несомненно. Но оно происходит по поводу приоритетности решения стоящих перед обществом задач: первоочередности обеспечения специфических социальных интересов, в том числе интересов различных фракций самого господствующего класса; по поводу методов осуществления общеклассовых интересов; распределения “теплых местечек”, путь к которым открывает овладение государственной властью.

Однако соперничество главных политических партий не затрагивает коренные интересы господствующего класса. Правящие группы, стоящие за этими партиями, а также сами эти партии едины в признании основных идеалов, ценностей и принципов организации общества с доминированием частной собственности. Именно эта приверженность составляет основу для сотрудничества этих партий в главном — сохранении существующего строя, исключении сотрясающих общество социальных и политических конфликтов, достижении консенсуса и политической стабильности.

Может ли советское общество, постепенно входящее в условия многопартийности, игнорировать мировой опыт? Думаю, что не может.

Кроме политических организаций в состав политической системы общества входят политические отношения. Они представляют собой разновидность общественных отношений и складываются в процессе осуществления политической власти либо по поводу нее. В зависимости от субъектного состава политические отношения можно разделить на три группы.

Прежде всего это отношения между классами, нациями и государствами. В ленинском определении политики как области отношений между классами последние мыслятся как самостоятельные субъекты политических отношений. Межклассовые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Другую группу составляют отношения, одной из сторон которых является политическая организация, функционирующая в данном обществе. Эти так называемые вертикальные отношения складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы. Они также имеют важное значение для характеристики сущности и социальных функций политической системы, методов осуществления политической власти.

В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями. Иногда именно эти отношения, наряду с политическими организациями, объединяют понятием политической системы общества.

Существенным элементом политической системы являются политические принципы и нормы. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем.

Указанные нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы. Правда, в каждом обществе могут быть и такие социальные силы, которые придерживаются иных, нежели господствующие, политических принципов и норм, которые в случае их реализации дестабилизировали бы существующую систему. Ясно, например, что принципы диктатуры пролетариата или принципы и нормы демократического централизма, признаваемые (или признававшиеся) коммунистическими партиями, несовместимы с существующими ныне в западных индустриальных обществах политическими системами.

Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В свою очередь при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни.

Закрепляя в принципах и нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают регулирующее воздействие на политические отношения, а через них и на другие виды общественных отношений. Так происходит формирование политического сознания и поведения субъектов политической деятельности, выработка у них установок, соответствующих целям и принципам политической системы. Соблюдение “правил игры” и определяющих эти правила принципов и норм особенно важно в условиях демократического общества, политическая жизнь которого полна дискуссий.

К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и всю политическую динамику. И крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.

Еще недавно мы пребывали в состоянии эйфории, отмечая высокую политическую активность населения и подчеркивая интенсивность процессов демократизации. Однако провалы в политике перестройки, несбывшиеся ожидания и, как следствие, разочарование широких слоев общества, возрастающее недоверие к политико-управленческим структурам и политическим лидерам породили у значительного числа людей усталость, которая проявляется, в частности, в снижении интереса к политическим событиям. Так, по данным Центра социологических исследований АОН при ЦК КПСС, летом 1989 г. только 4 % опрошенных считали, что не разбираются в политике и потому не интересуются ею, а 78 % подтверждали свой активный интерес. По ответам же июня 1990 г. политическими кампаниями года активно интересовались только 35 % опрошенных, имели лишь некоторый интерес—38%, мало интересовались— 28 %

Игнорирование политической психологии масс чревато негативными последствиями для жизнеспособности и стабильности политической системы. В то же время опасна и другая крайность — преувеличенная оценка значения политико-психологического фактора, слепое следование за сиюминутными чувствами и настроениями масс. Это способно привести к преклонению перед стихийностью, подмене действительной демократии властью толпы.

Велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии- Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Она служит концептуальной основой программы социально-экономических и политических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы. Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей, идеология выполняет в политической системе либо консолидирующую, стабилизирующую роль, либо роль дестабилизирующую, деструктивную.

Состояние общественного, в том числе политического, сознания, его направленность, степень зрелости и динамика выражаются в общественном мнении. Взаимодействие его с социальными и политическими институтами имеет двоякий характер. Во-первых, никакая политика и никакое управленческое решение не могут рассчитывать на серьезный успех, если при этом не учитывается мнение общественности. Исторический опыт показывает, что политику или конкретное решение можно и навязать, не считаясь с общественным настроением. Но тогда для их осуществления потребуется принуждение, использование карательных мер и репрессивного аппарата. Так нередко поступали, например, во времена сталинщины и сформировавшейся под ее влиянием командно-административной системы. Такой способ действования имел тяжкие последствия для общества — порабощение личности, отчуждение народа от власти. Этот механизм властвования основательно проржавел и принципиально неприемлем для перестройки.

В условиях демократизации и гласности, чтобы политика приносила ожидаемые результаты, все предпринимаемые сверху шаги должны учитывать состояние и направленность общественного мнения. Принципиальное значение в этой связи имеет мысль В. И. Ленина о необходимости знать, на что готовы пойти массы в данный момент. “...Мы можем управлять,— писал он,— только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает”. Известно и другое его высказывание: “Мы хотим, чтобы правительство всегда было под контролем общественного мнения своей страны”. Учет общественного мнения важен как для того, чтобы принимаемое решение соответствовало ожиданиям общественности, воспринималось ею как насущное, своевременное и обеспечивалось ее поддержкой, так и для того, чтобы предвидеть реакцию населения на неоднозначно оцениваемое решение, а следовательно, предусмотреть организационные, политические и разъяснительные меры, обеспечивающие подготовку обоснованного решения и его последующую реализацию.

Таким образом, для нормального функционирования политической системы нужно “зеркало”. Роль такого своеобразного зеркала выполняет общественное мнение. Это достаточно апробированный канал обратной связи между органами управления и обществом.

Во-вторых, при всей высокой оценке общественного мнения, его значимости в политической жизни нельзя не сказать о том, что оно может и отставать от динамики событий, запаздывать с выявлением и оценкой определенных процессов и необходимых решений, особенно в связи с отсутствием или недостатком информации. Такая ситуация сложилась, например, в период, предшествовавший XX съезду КПСС, когда общественность не была готова к развенчанию сталинизма. Или возьмем пример из нынешней практики. Очевидно, мало кто будет возражать против реализации в нашей жизни принципа социальной справедливости. Однако диапазон мнений о том, что такое справедливость и какая политика по ее реализации должна осуществляться, весьма велик. Разные социальные группы придерживаются различных позиций. По словам Т. И. Заславской, “даже те малочисленные исследования, которые уже проведены, показывают, что многие пока склонны отождествлять социальную справедливость с полным социальным равенством, уравнительным распределением. Значит, необходимо не только глубокое изучение мнений общественных групп о социальной справедливости, но и активное, целенаправленное формирование у трудящихся правильных представлений о ней”.

Следовательно, социальные и политические институты не могут и не должны слепо следовать в фарватере общественного мнения. Известно немало случаев, когда возникала острая потребность опережения или корректировки его. И здесь по отношению к общественному мнению возникает задача оказывать воздействие на его формирование. В практической деятельности указанные две стороны отношения — учет и формирование — не существуют раздельно, они взаимодополняют друг друга.

Для функционирования политической системы исключительно большое значение имеет и характер доминирующей в обществе политической культуры, являющейся качественной характеристикой всей политической жизни, политических институтов, отношений и процессов. Без ее углубленного изучения невозможно понять реальную политическую жизнь любого общества, в частности политические отношения и механизм политической власти.

Политическая культура представляет собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Значимость политической культуры состоит прежде всего в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. В этом смысле доминирующая политическая культура играет охранительную роль. Хотя в социально разнородном обществе неизбежно существование и контркультуры, которая направлена против господствующей системы власти и играет дестабилизирующую, разрушительную роль.

Политическая культура выполняет весьма существенные для политической жизни общества функции. Ее регулирующая функция проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и их организаций, на восприятие ими политических событий, оценку существовавших я ныне действующих политических систем и их отдельных элементов, политических деятелей, должностных лиц аппарата управления, а также на процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений и т.п. От соответствия принимаемого решения доминирующей политической культуре зависят степень эффективности и методы его реализации.

Воспитательная функция проявляется в том, что политическая культура способствует интеллектуальному развитию личности, расширению се кругозора за счет уже устоявшихся и вновь полученных политических знаний. Особенно сильное воспитательное воздействие на личность оказывает политическая культура в том случае, если усвоение знаний сопряжено с формированием устойчивого интереса к политической жизни, выработкой определенных установок на общественно-политическую деятельность и находит затем выражение в повышении социальной активности личности. определении ею своего места и активной роли в жизни общества.

Сущность коммуникативной функции заключается в том, что через политические традиции, господствующие в общественном сознании и практике, стереотипы политического сознания и поведения передаются новым поколениям. Путем воспитания и обучения, а также под влиянием непосредственной практики новые поколения воспринимают сложившиеся эталоны доминирующей политической культуры. Молодежь получает первую информацию о политической жизни, у нее формируются политические представления и оценки, ориентации и установки, вырабатываются навыки участия в политической жизни.

Интегративная функция состоит в том, что политическая культура служит опорой существующей политической системы, способствует единению всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу системы власти правящего класса, обеспечивая поддержку функционирующей политической системы большинством общества

Политическая система общества не исчерпывается политическими организациями, отношениями, нормами, политическим сознанием и политической культурой; есть и другие ее элементы, учет которых необходим для более углубленного познания всей политической динамики. Среди них отметим политическую социализацию.

Социализация означает процесс социального развития людей, процесс становления человека социальным, предметно-деятельным существом, субъектом развития общества. Она начинается с включения индивида в систему общественных отношений. Содержанием политической социализации является включение личности в систему политических отношений, приобщение к политической жизни, формирование мировоззрения, усвоение ею политических знаний и опыта, развитие ее политической активности. Природа, состояние и методы политической социализации дополняют характеристику политической системы общества, объясняют степень ее стабильности, ее динамику, а также особенности политической культуры.

Наконец, правомерно выделение и других аспектов политической жизни, каждый из которых оттеняет ту или иную сторону функционирования и развития политической системы общества, существенно дополняет ее характеристику.

Вместе с тем для полноты картины политической системы общества важно учесть следующее обстоятельство. В мире еще не было, как нет и сейчас, ни одной политической системы, которая жила бы в социальном вакууме, изолированно от интересов классов и других социальных групп. Ведь само формирование политической системы обусловлено глубинными социальными причинами и прежде всего необходимостью защиты и реализации коренных интересов классов. Любая политическая система и любой из входящих в нее элементов имеют социальное содержание, являются отражением определенных социальных интересов. В этом ее сущность. И определить, выражением каких социальных интересов и целей является то или иное явление политической жизни, составляет важную исследовательскую, познавательную и политическую задачу.

Сущность политической системы проявляется и в ее функциях. В обобщенном плане они заключаются в следующем. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, демографические и экологические процессы, уровень образования населения, состояние общественного сознания, всю духовно-идеологическую жизнь, международное положение. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы социальных интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике. Например, в нынешних условиях в нашем обществе, пожалуй, самая сложная для политико-властных структур задача заключается в том, чтобы найти баланс различных социальных интересов при переходе к рыночным отношениям.

Политическая система выполняет координирующую и интегративную функции. Для обеспечения стабильности политической системы необходимо, чтобы она, учитывая интересы участников политической жизни, возникающие между ними противоречия, добивалась наиболее оптимального согласования интересов, координировала усилия существующих в обществе классов и социальных групп, а также представляющих их интересы организаций и движений. Политическая система призвана интегрировать различные элементы социальной и национальной структур на базе консенсуса основных ценностей и идеалов, как их понимают прежде всего ведущие экономические и политические силы общества.


Rambler's Top100 copyright©2003-2008 Игорь Денисов